Главная страница

Armenian History: Армянское Хуррито-Митаннийское царство

Митани/ Xурри- Митани/: Древнее Армянское государство

 

 

В 15–14 вв. до н. э. вожди (цари) и знать хурритских (армянских) племен митани, живущих на юге Армянского нагорья, между озером Ван и горами Загроса, смогли сплотить и объединить вокруг себя множество хурритских (армянских) племен, мелкие и средние государственные образования и создать государство Митани (Митанни, Миттани, Хурри–Митани). Митани стало первым мощным армянским государством на территории Армянского нагорья.
Воюя с сильнейшими государствами Древнего мира, Египтом, Хеттским царством, цари Митани, в ходе упорной борьбы достигли успеха, создав крупнейшую державу, чьи границы простирались от восточного побережья Средиземного моря и Киликии до Ашшура, Ниневии, Аррапхи (совр. Керкук), Загроса, а на юго-востоке до Кавказского предгорья.


В передней Азии сильное Митанийское царство занимало центральное место. Оно контролировало торговые пути, которые связывали районы Восточно-средиземноморского побережья с Месопотамией, Загросом и Понтом. Под влиянием Митани находилась территория, охватывающая устья рек Ефрата и Тигра, а также богатые и цветущие города на севере Сирии, населенные в основном хурритами. Именно благодаря хурритам и процветали эти города.
В 19–20 вв. археологические раскопки, произведенные в Передней Азии и Армянском нагорье свидетельствовали о том, что еще в 8–4-ом тысячелетиях до н. э. на этих территориях возникли высокоразвитые культуры, известные как культура долины Конни, неолитская, халаф-хассунская (позже самаррская), шенгавитская или куро-аракская культура.
Северная Месопотамия, Армянское нагорье и прилегающие к ним территории–родина этих культур. А у истоков создания культур стоят коренные жители Армянского нагорья – хурриты (hay-armenians).
Государства и государственные образования созданные коренными жителями Армянского нагорья, hay-арменами, имеют давнишнюю историю. На протяжении тысячелетий племена и народы, оказавшиеся по соседству, давали разные наименования нашему народу и стране. Так например, шумеры места обитания хурритов, южные районы Армянского нагорья и Северную Месопотамию называли Субир, аккадцы Субару, Субари, Субарту (Шубарту).
Египтяне хурритов называли h’rw (хару, хуру). Они использовали также наименования Нахрина, Нахарини, Нахарина, Maittaniu, Mittani. Аккадоязычные (вавилонские, ассирийские) письменные источники использовали наименования – Hanigalbat, Haligalbat, Hanagalbat, a хетты – Hurri (Hurla). Хурритские цари себя называли hurri, а страну Mitanni.
Группу знаков древнейших клинописей hu-ur одни исследователи (Г. Винклер, Э. Мейер, Э. Ваиднер, Форер, Вайсбах) читали как hаг, другие – (Б. Грозный, А. Унгна) как huг. При чтении, как har, исследователи связывали с арийским наименованием, а хурритский язык считали древним арийским языком. Позже, в обнаруженном из хетской столицы Хаттусы тексте, hurlili (на хеттском языке hurla – хурриты) было прочтено как hurri: тем самым harri как вариант отпал, отпала и версия о том, что хурриты есть арийцы. В научном мире как наименование был принят вариант hurri:
Во второй половине 20-ого века появились новые мнения о прародине арийских племен. Была выдвинута точка зрения, согласно которой прародиной арийских племен, предков индоевропейцев, является Армянское нагорье и прилегающие к нему территории. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок (раннее земледелие, гончарное ремесло, металлообработка, культ солнечного божества и его символов – креста, свастики, культ лошади, льва, орла), антропологические исследования продолжительность типа арменоид, лингвистические исследования (в армянском языке присутствуют все звуки, свойственные языкам индоевропейской языковой семье) и т. д. В выше упомянутых наименованиях hurri (h-ur-ri) и harri (h-ar-ri) как оказалось частички ar (ur) могли быть заменены на ir и er. Следовательно, и hurri, и harri своими корнями ur и ar связываются с именами бога Ар (Ара) и Армянским нагорьем (Армани, Аратта, Арарат, Армения, Аракс, Арагац…, Урарту, Урме, Урмиа…).
С древнейших времен hay-armenias занимались земледелием, скотоводством, гончарным ремеслом и обработкой металлов, т. е. всем тем, что составляло основу ранней человеческой цивилизации.
В северной Месопотамии и Армянском нагорье, а также на прилегающих к ним территориях были основаны многочисленные поселения, деревни и города. Среди них митаннийская столица Вашшукани, Иерусалим, Ашшур, Ниневия, Вавилон, Алалах (совр. Атчана), Аррапха (совр. Кернук) разбогатевшие благодаря ремеслам и торговли.
Богатства и достаток привлекали внимание племен, живущих рядом с hay-armenias. С 3–2 тысячелетия до н. э. (возможно еще раньше) начались опустошительные походы семитских племен (аккадцев, вавилонян, ассирийцев), хеттов и египетских фараонов на северную Месопотамию, Армянское нагорье и прилегающие к ним территории. В начале 2-го тысячалетия до н. э. усилились захватнические настроения соседствующих с хурритами хеттов и египтян. Чтобы противостоять двум опасным соседям, хурритам необходимо было объединиться и создать сильное государство, что и осуществили успешно хурритские (армянские) цари.
До объединения хурритских (армянских) племен и образования государства Митани, хеттские тексты неоднократно свидетельствовали о военном союзе царей хурритских войнов. Во время борьбы против хеттов, митанийскому царю (имя неизвестно) удалось возглавить уже объединившихся царей хурритских войнов. Вскоре военному союзу племен, объединенных во время внешней угрозы, последовало их экономическое и политическое объединение. Согласно письменным источникам, первым царем Митани был Шуттарна I (конец 16 в. до н. э.), сын Кирты. Во времена его последователей Параттарны (начало 15 в. до н. э.) и Саусадаттары (половина 15 в. до н. э.) государство Митани достигло своего расцвета. При Саусадаттаре Митани стало одним из сильнейших государств Передней Азии. Усиление Митани происходило при сложнейших внешних военнополитических условиях. Продолжались грабительские походы египетских фараонов на Сирию и Палестину. Тутмос I (вторая полавина 16 в. до н. э.), Тутмос III (второе половина 15 в. до н. э.), Аменхотеп II (конец 15 в. до н. э.) и Тутмос IV совершая частые набеги на Сирию и Палестину, доходили до берегов Ефрата. Повторные походы свидетельствовали о том, что хурриты оказывали достойное сопротивление египтянам, что в свою очередь привело к заключению соглашения между противниками. Согласно договору, скрепленному при Тутмосе IV, Каркемыш, Алепп и Алалах оставались под властью Митани, а южные части Палестины и Сирии отходили к Египту. Союз Египта и Митани скрепляется династическими браками. Принцессы Митани – Гилу Хепа (дочь Шуттарны II-го), Тиа (дочь вельможи Нихрины–Наирии), Таду Хепа (она же Нефертити, дочь Тушратты) после замужества становятся известными царицами при египетском дворе. Заключив с Египтом мирный договор, царство Митани получило возможность спокойно развиваться и укреплять свою мощь. С создавшимся положением не могло смириться Хеттское царство, которое имело свои притензии на расширение границ царства вплоть до берегов Средиземного моря и Сирии. Однако столкнувшись с военной мощью хурритов, все попытки хеттов окончились неудачей.
В 1345 г. до н. э. на хеттский престол взошел Супилулиума I (1345–1322 гг. до н. э.), искушенный дипломат и дальновидный политик. Происшедшие при нем события оказались судьбоносными для Митани.
После царя Шуттарны II-ого в Митани началась борьба за престол между его сыном Арташумаром и братом Артадамом. Вскоре Арташумара был убит придворным Утхием. Однако сторонникам Арташумары удалось посадить на трон его младшего брата Тушраму. Дворцовые заговоры и интриги продолжали ослаблять гоударство. В конце концов Митани распалось на две части – Хурри (бассейн реки Арацани) и Митани (басейн реки Тигра, Агзник, Цопк).
Распад Митани результат победы внутренних и внешних вражеских сил. Немаловажную роль при этом сыграл хеттский царь Супилулиума I.
Дальнейшие попытки хурритов возродить былую мощь государства не имели успеха. Усиливающиеся (и семитизирующиеся) Ассирия и Вавилон в свою очередь постоянными набегами ослабляя государство Митани, расширяли за его счет свои границы. Против Митани объединились Вавилон, Хеттское царство, Ассирия и другие мелкие царства. Потерпев поражение в неравной борьбе, Митани разделилось между ними. Однако ассирийские цари Салманасар I (1274–1245 гг. до н. э.), Тукульти–Нинурта I, Тиглат–Паласар I (1115–1077 гг. до н. э.) и другие в своих многочисленных актах свидетельствовали о том, что хурриты часто восставали из-за чего возникала необходимость снова и снова подавлять эти восстания.
В середине 13-ого в до н. э. закончилась история древнейшего на Армянском нагорье армянского государства Митани (Хурри–Митани).
Начавшийся с начала 3-его тысячелетия до н. э. поток семитских племен, на заселенную хурритами Северную Месопотамию, Южную Месопотамию, южные ройоны Армянского нагорья, районы Восточно-средиземноморского побережья-Палестину, Сирию, Иорданию, Финикию (Ливан) и другие территории, особенно усиливается после падения государства Митани. Начинается противостояние между семитизируемой Месопотамией и Армянским нагорьем (армяно-арийской территорией).
Отголосками этого противостояния являются народные предания о <Айке и Белле>, <Ара Прекрасном и Шамирам>, <О царе Араме>, дошедшие до нас благодаря <Истории Армении> Мовсеса Хоренаци.
Упадок Митании означал конец истории государства, но не народа. На севере Армянского нагорья продолжало существовать государство Айаса, на юге–Алзи (Агзник). Зарождались новые государственные объединения: Шуприа (Арме-Шуприа, Сасун), Исува (Цопк), Бабхи (горные районы Армянского Тавра) и другие. После падения Митани с исторической арены изчезают также Хеттское царство (начало 12 в. до н. э.) и Египет (конец первого тысячелетия). Если эти государства исчезли, оставив только название и культуру, то Митани получило новое продолжение в лице сформированного в 9-ом веке до н. э. нового армянского государства Арарат–Урарту.

 

   *   *   *

 

Митани/ Xурри- Митани/: Древнее Армянское государство

В 15–14 вв. до н. э. вожди (цари) и знать хурритских (армянских) племен митани, живущих на юге Армянского нагорья, между озером Ван и горами Загроса, смогли сплотить и объединить вокруг себя множество хурритских (армянских) племен, мелкие и средние государственные образования и создать государство Митани (Митанни, Миттани, Хурри–Митани).

Воюя с сильнейшими государствами Древнего мира, Египтом, Хеттским царством, цари Митани, в ходе упорной борьбы достигли успеха, создав крупнейшую державу, чьи границы простирались от восточного побережья Средиземного моря и Киликии до Ашшура, Ниневии, Аррапхи (совр. Керкук), Загроса, а на юго-востоке до Кавказского предгорья.


В передней Азии сильное Митанийское царство занимало центральное место. Оно контролировало торговые пути, которые связывали районы Восточно-средиземноморского побережья с Месопотамией, Загросом и Понтом. Под влиянием Митани находилась территория, охватывающая устья рек Ефрата и Тигра, а также богатые и цветущие города на севере Сирии, населенные в основном хурритами. Именно благодаря хурритам и процветали эти города.
В 19–20 вв. археологические раскопки, произведенные в Передней Азии и Армянском нагорье свидетельствовали о том, что еще в 8–4-ом тысячелетиях до н. э. на этих территориях возникли высокоразвитые культуры, известные как культура долины Конни, неолитская, халаф-хассунская  (позже самаррская), шенгавитская или куро-аракская культура.
Северная Месопотамия, Армянское нагорье и прилегающие к ним территории–родина этих культур. А у истоков создания культур стоят коренные жители Армянского нагорья – хурриты (hay-armenians).
Государства и государственные образования созданные коренными жителями Армянского нагорья, hay-арменами, имеют давнишнюю историю. На протяжении тысячелетий племена и народы, оказавшиеся по соседству, давали разные наименования нашему народу и стране. Так например, шумеры места обитания хурритов, южные районы Армянского нагорья и Северную Месопотамию называли Субир, аккадцы Субару, Субари, Субарту (Шубарту).
Египтяне хурритов называли h’rw (хару, хуру). Они использовали также наименования Нахрина, Нахарини, Нахарина, Maittaniu, Mittani. Аккадоязычные (вавилонские, ассирийские) письменные источники использовали наименования – Hanigalbat, Haligalbat, Hanagalbat, a хетты – Hurri (Hurla). Хурритские цари себя называли hurri, а страну Mitanni.
Группу знаков древнейших клинописей  hu-ur одни исследователи (Г. Винклер, Э. Мейер, Э. Ваиднер, Форер, Вайсбах) читали как hаг, другие – (Б. Грозный, А. Унгна) как huг. При чтении, как  har, исследователи связывали с арийским наименованием, а хурритский язык считали древним арийским языком. Позже, в обнаруженном из хетской столицы Хаттусы тексте, hurlili (на хеттском языке hurla – хурриты) было прочтено как hurri: тем самым harri как вариант отпал,  отпала и версия о том, что хурриты есть арийцы. В научном мире как наименование был принят вариант hurri:
Во второй половине 20-ого века появились новые мнения о прародине арийских племен. Была выдвинута точка зрения, согласно которой прародиной арийских племен, предков индоевропейцев, является Армянское нагорье  и прилегающие к нему территории. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок (раннее земледелие, гончарное ремесло, металлообработка, культ  солнечного божества и его символов – креста, свастики, культ лошади, льва, орла), антропологические исследования  продолжительность типа арменоид, лингвистические исследования (в армянском языке присутствуют все звуки, свойственные языкам индоевропейской языковой семье) и т. д.  В выше упомянутых наименованиях hurri (h-ur-ri) и harri (h-ar-ri) как оказалось частички ar (ur) могли быть заменены на ir и er. Следовательно, и hurri, и harri своими корнями ur и ar связываются с именами бога Ар (Ара) и Армянским нагорьем (Армани, Аратта, Арарат, Армения, Аракс, Арагац…, Урарту, Урме, Урмиа…).
С древнейших времен hay-armenias занимались земледелием, скотоводством, гончарным ремеслом и обработкой металлов, т. е. всем тем, что составляло основу ранней человеческой цивилизации.
В северной Месопотамии и Армянском нагорье, а также на прилегающих к ним территориях были основаны многочисленные поселения, деревни и города. Среди них митаннийская столица Вашшукани, Иерусалим, Ашшур, Ниневия, Вавилон, Алалах (совр. Атчана), Аррапха (совр. Кернук) разбогатевшие благодаря ремеслам и торговли.
Богатства и достаток привлекали внимание племен, живущих рядом с hay-armenias. С 3–2 тысячелетия до н. э. (возможно еще раньше) начались опустошительные походы семитских племен (аккадцев, вавилонян, ассирийцев), хеттов и египетских фараонов на северную Месопотамию, Армянское нагорье и прилегающие к ним территории. В начале 2-го тысячалетия до н. э. усилились захватнические настроения соседствующих с хурритами хеттов и египтян. Чтобы противостоять двум опасным соседям, хурритам необходимо было объединиться и создать сильное государство, что и осуществили успешно хурритские (армянские) цари.
До объединения хурритских (армянских) племен и образования государства Митани, хеттские тексты неоднократно свидетельствовали о военном союзе царей хурритских войнов. Во время борьбы против хеттов, митанийскому царю (имя неизвестно) удалось возглавить уже объединившихся царей хурритских войнов. Вскоре военному союзу племен, объединенных во время внешней угрозы, последовало их экономическое и политическое объединение. Согласно письменным источникам, первым царем Митани был Шуттарна I (конец 16 в.  до н. э.), сын Кирты. Во времена его последователей Параттарны (начало 15 в. до н. э.) и Саусадаттары (половина 15 в. до н. э.) государство Митани достигло своего расцвета. При Саусадаттаре Митани стало одним из сильнейших государств Передней Азии. Усиление Митани происходило при сложнейших внешних военнополитических условиях. Продолжались грабительские походы египетских фараонов на Сирию и Палестину. Тутмос I (вторая полавина 16 в. до н. э.), Тутмос III (второе половина 15 в. до н. э.), Аменхотеп II (конец 15 в. до н. э.) и Тутмос IV совершая частые набеги на Сирию и Палестину, доходили до берегов Ефрата. Повторные походы свидетельствовали о том, что хурриты оказывали достойное сопротивление египтянам, что в свою очередь привело к заключению соглашения между противниками. Согласно договору, скрепленному при Тутмосе IV, Каркемыш, Алепп и Алалах оставались под властью Митани, а южные части Палестины и Сирии отходили к Египту. Союз Египта и Митани скрепляется династическими браками. Принцессы Митани – Гилу Хепа (дочь Шуттарны II-го), Тиа (дочь вельможи Нихрины–Наирии), Таду Хепа (она же Нефертити, дочь Тушратты) после замужества становятся известными царицами при египетском дворе. Заключив с Египтом мирный договор, царство Митани получило возможность спокойно развиваться и  укреплять свою мощь. С создавшимся положением не могло смириться Хеттское царство, которое имело свои притензии на расширение границ царства вплоть до берегов Средиземного моря и Сирии. Однако столкнувшись с военной мощью хурритов, все попытки хеттов окончились неудачей.
В 1345 г. до н. э. на хеттский престол взошел Супилулиума I (1345–1322 гг. до н. э.), искушенный дипломат и дальновидный политик. Происшедшие при нем события оказались судьбоносными для Митани.
После царя Шуттарны II-ого в Митани началась борьба за престол между его сыном Арташумаром и братом Артадамом. Вскоре Арташумара был убит придворным Утхием. Однако сторонникам Арташумары удалось посадить на трон его младшего брата Тушраму. Дворцовые заговоры и интриги продолжали ослаблять гоударство. В конце концов Митани распалось на две части – Хурри (бассейн реки Арацани) и Митани (басейн реки Тигра, Агзник, Цопк).
Распад Митани  результат победы внутренних и внешних вражеских сил. Немаловажную роль при этом сыграл хеттский царь Супилулиума I.
Дальнейшие попытки хурритов возродить былую мощь государства не имели успеха. Усиливающиеся (и семитизирующиеся) Ассирия и Вавилон в свою очередь постоянными набегами ослабляя государство Митани, расширяли за его счет свои границы. Против Митани объединились Вавилон, Хеттское царство, Ассирия и другие мелкие царства. Потерпев поражение в неравной борьбе, Митани разделилось между ними. Однако ассирийские цари Салманасар I (1274–1245 гг. до н. э.), Тукульти–Нинурта I, Тиглат–Паласар I (1115–1077 гг. до н. э.) и другие в своих многочисленных актах свидетельствовали о том, что хурриты часто восставали из-за чего возникала необходимость снова и снова подавлять эти восстания.
В середине 13-ого в до н. э. закончилась история древнейшего на Армянском нагорье армянского государства Митани (Хурри–Митани).
Начавшийся с начала 3-его тысячелетия до н. э. поток семитских племен, на заселенную хурритами Северную Месопотамию, Южную Месопотамию, южные ройоны Армянского нагорья, районы Восточно-средиземноморского побережья-Палестину, Сирию, Иорданию, Финикию (Ливан) и другие территории, особенно усиливается после падения государства Митани. Начинается противостояние между семитизируемой Месопотамией и Армянским нагорьем (армяно-арийской территорией).
Отголосками этого противостояния являются народные предания о <Айке и Белле>, <Ара Прекрасном и Шамирам>, <О царе Араме>, дошедшие до нас благодаря <Истории Армении> Мовсеса Хоренаци.
Упадок Митании означал конец истории государства, но не народа. На севере Армянского нагорья продолжало существовать государство Айаса, на юге–Алзи (Агзник). Зарождались новые государственные объединения: Шуприа (Арме-Шуприа, Сасун), Исува (Цопк), Бабхи (горные районы Армянского Тавра) и другие. После падения Митани с исторической арены изчезают также Хеттское царство (начало 12 в. до н. э.) и Египет (конец первого тысячелетия). Если эти государства исчезли, оставив только название и культуру, то Митани получило новое продолжение в лице сформированного в 9-ом веке до н. э. нового армянского государства Арарат–Урарту.

 

Основным населением Митани были хурриты

Правители Митани

Парраттарна ок. 1470

Кирта ок. 1460

Шуттарна I  ок. 1450

Парсататар ок. 1440

Сауштатар (Парраттарна II) ок. 1420

Артатама I ок. 1400

Шуттарна II ок. 1380

Арташумара

Тушратта  ок. 1365-1335/22

Артатама II

Шуттарна III

Шаттиваза ок. 1320/10

Шаттуара I  ок. 1290

Васашатта ок. 1260

Шаттуара II  ок. 1240

Аталь-Тешшуп ок. 1200

Около 1200 г. до н. э. царство Митани пало под ударами ассирийских войск

 

Митраизм – исконно армянская религия, принятая позднее двумя великими державами древности, Персией и Римской Империей.


Самое древнее упоминание о почитании Митры (Михра) мы находим в записях Армянского царство Митанни, датируемых 14-м веком до нашей эры, подтверждающих заключение договора между родственными Митаннийским и Хеттским царствами. Зороастризм в наиболее ранних частях Авесты, приписываемых лично Зороастру, называет как Митру так и Анаит Дэвами или ложными богами. Только во время правления царя Артаксеркса II Ахеменида, в 5-4-м веках до нашей эры, персы приняли культ Митры и Анаит и стали почитать их как божеств.

 

 

Армяне — народ носитель ушедших в прошлое культур Шумера

Армяне - народ носитель ушедших в прошлое культур

Армяне, видимо, являются единственным живым народом, чьи традиции, мифология и язык сохранили смыслы и значения ушедших в прошлое культур Шумера, Месопотамии, Египта.

Едва сохранившиеся осколки древней армянской культуры могут служить мостом к пониманию исторического опыта и ценностей этих древних культур.

Уже в культуре Древнего Египта можно найти немало осколков – следов некогда влиятельного армянского присутствия. Как пишет Робак, «около 3600 г. до н.э. в Египте появились люди иного физического типа – более приземистые, широколицые и более тяжеловесные по внешнему виду.

Они были, вероятно, арменоидами, приходившими малыми группами из Сирии и Палестины. Скорей всего, они и принесли с собой навыки металлообработки, поскольку после 3600 г. статичные сельскохозяйственные общины начали развиваться и Египет двинулся по направлению к цивилизации» (с.52).

Именно с них и началось царствование первых фараонов, самого первого из которых звали Мина (mn – Maн, Менес, Минас). У египетских коптов до сих пор используется уважительное обращение к другому как Ара – отец, господин (Коростовцев, с.412).

«Наследница трона, великая в благодеяниях, воплощение красоты, сладость любви, Владычица Севера и Юга, прекрасная лицом, возлюбленная живого Атона, первая жена фараона, любимая им повелительница обеих земель, великая в любви Нефертити, живущая вечно…»

Нефертити (Nefertiti) появилась на свет в 1370 году до н. э., но египтологи не могут прийти к единому ответу на вопрос, где и в какой семье она родилась.

Большинство уверено, что в самом имени царицы сокрыта тайна ее происхождения. Нефертити переводится с египетского как «пришедшая красавица» – значит, она приехала в Египет из другого края. Родители воспитывали ее в традициях монотеистской арийской религии, которая учила поклоняться солнцу как единственному божеству.

Вероятно, она была отправлена отцом в Египет как подарок для фараона Аменхотепа III (Amenhotep III) в «Дом украшений» (гарем) и стала одной из сотен иноземных принцесс, привезенных, чтобы родить владыке сыновей.